Познавательное развитие детей в норме

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребенка.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-      ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-      ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
-      ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Что должен знать ребенок в 6 – 7 лет
Сенсорное развитие:
-          различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
-          обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
-          классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
-          способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
-          самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
-          способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы .
Формирование элементарных математических представлений:
-          владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
-          решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
-          использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
-          ориентируется в пространстве и на плоскости;
-          определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-          имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
-          выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
-          устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
-          использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
-          знает правила поведения в природе и соблюдает их.

Комментариев нет:

Отправить комментарий