В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет)
складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребенка.
Мир не только устойчив в восприятии
ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в
предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах
образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения;
формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и
интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на
место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать
мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата
продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен
лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и
рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу
дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из
этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
К 7 годам формируются предпосылки для
успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской
любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие
познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического
мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти
к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность
преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами
специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет
основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
В соответствии с ФГОС дошкольного
образования к целевым ориентирам образовательной области «Познавательное
развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка:
Целевые
ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-
ребёнок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-
ребёнок
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
-
ребёнок
проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения в различных видах деятельности.
Что должен знать ребенок в 6 – 7 лет
Сенсорное
развитие:
-
различает
качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и
т.п.);
-
обследует
предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
-
классифицирует
и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
Развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
-
способен
соотносить конструкцию предмета с его назначением;
-
самостоятельно
отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их
конструктивных свойств;
-
способен
создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции,
реализует собственные замыслы .
Формирование
элементарных математических представлений:
-
владеет
(количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и
количество предметов;
-
решает
простые арифметические задачи на числах первого десятка;
-
использует
способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине,
объёму, массе;
-
ориентируется
в пространстве и на плоскости;
-
определяет
временные отношения.
Формирование
целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-
имеет
представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем
городе, стране;
-
выбирает
и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
-
устанавливает
элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
-
использует
наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания
окружающего мира;
-
знает
правила поведения в природе и соблюдает их.
Комментариев нет:
Отправить комментарий